Лечение игромании (игровой зависимости)
Содержание:
- Причины игровой зависимости у взрослых людей
- Психология игровой зависимости
- Причины игромании среди детей и подростков
- Факторы риска, от которых развивается игровая зависимость:
- Лечение игромании
- Переориентируй свою жизнь
- Определение путем установления отношения «зависимость»
- Как помочь человеку принять решение обратиться к психотерапевту
- Увлечение компьютерными играми
- Изучение болезни
- Как избавиться от игровой зависимости
Причины игровой зависимости у взрослых людей
Статистика утверждает: эти три фактора, по отдельности или несколько в совокупности приводят к аддикции:
Основным фактором, влияющим на возникновение компьютерной игровой зависимости у взрослых мужчин и женщин, является личностный (психологический) фактор: неустойчивая психика, неумение справляться со стрессом, отсутствие навыков самоконтроля, неудовлетворённость реальной жизнью и нежелание брать на себя ответственность за неудачи, неумение общаться и выстраивать отношения.
Также на формирование зависимости влияют нарушения психики: тревожные расстройства, склонность к депрессии, социальные фобии. Таким людям игры дают возможность уйти от пугающего их социума, снять стресс от необходимости справляться с трудностями, защитить себя от реальности и добиться ощущения благополучия хотя бы на время, пока длится игра.
Нарушенная система вознаграждения — гормональный дисбаланс. У таких зависимых, дофамин — нейромедиатор, отвечающий за удовольствие и мотивацию вырабатывается в меньшем количестве, и требуется дополнительный сильный стимул для того, чтобы получить яркие эмоции. Те же нарушения вызывают и другие подобные (нехимические) аддикции: лудоманию, зависимость от ставок на спорт, зависимость от телефона и т.д.
Важно
Причиной появления компьютерной зависимости является желание убежать от реальности, которое является следствием состояния глубокого стресса и сильного страха, с которыми человек справиться не может.
Психология игровой зависимости
В основе механизма формирования компьютерной зависимости лежит уход от реальности и потребность в принятии определенной роли. В большинстве случаев это является средством компенсации жизненных проблем. При этом человек начинает себя реализовать в игровом мире, а не в реальном.
Сейчас существует множество компьютерных игр, к счастью, не все они одинаково опасны. Условно их можно разделить на ролевые и не ролевые. Определив, к какой из категорий относится игра, можно оценить, насколько она опасна.
Ролевые игры отличает их выраженное влияние на психику человека. При этом человек «вживается» в определенную роль, отождествляет себя с каким-то персонажем, одновременно уходя от реальности.
Среди ролевых игр можно выделить 3 типа:
- с видом «из глаз» персонажа;
- с видом «извне» на своего героя;
- руководительские игры.
Сильнее всего «затягивают» игры с видом «из глаз». Геймер полностью идентифицирует себя с определенным компьютерным персонажем, максимально входит в роль, ведь он «смотрит» на виртуальный мир глазами своего героя. Буквально через несколько минут после начала сеанса человек начинает терять связь с реальным миром, полностью переносится в виртуальный мир. Он настолько отождествляет себя с компьютерным героем, что может считать действия компьютерного персонажа своими собственными, а сам виртуальный мир начинает им восприниматься как реальный. В критические моменты он может ерзать на стуле, пытаясь увернуться от выстрелов или ударов, бледнеть.
Если смотреть на своего героя «извне», то сила вхождения в роль меньше, по сравнению с предыдущим типом игр. Несмотря на то, что отождествление с компьютерным персонажем выражено менее, эмоциональные проявления, связанные с игрой, все равно присутствуют, что видно во время неудач или гибели компьютерного героя.
При руководительских играх человек руководит несколькими (или множеством) персонажей. Он не видит на экране своего героя, а придумывает себе роль. Выраженное «погружение» возможно только среди людей с развитым воображением. Психологическая зависимость, формирующаяся при руководительских играх, довольно выраженная.
Причины игромании среди детей и подростков
Часто родители сами становятся источником аддикции для детей и подростков.
1. Если показывают пример, проводя слишком много времени за компьютером и игровой приставкой, не уделяют внимания ребёнку, не учат его организовывать собственное время.
2. Пытаясь «избавиться» от ребёнка: для того чтобы он не путался под ногами и не мешал, сами дают ему телефон, планшет с закаченными в них «полезными» программами. Так многие поступают уже с годовалого возраста, и даже гордятся тем, что «мой ребёнок разбирается в этих технологиях лучше меня», но в неокрепшем мозге ребёнка чрезмерная цифровизация производит эффект бомбы. Он не учится жить в настоящем мире, не замечает его красоты и сложности, у него возникаю трудности с общением с другими людьми.
Можно говорить об игровой зависимости у подростков, когда вы замечаете, что у него пропадает интерес ко всем сферам жизни: снижается успеваемость, ухудшаются отношения со сверстниками и учителями.
К симптомам подростковой игромании относятся:
-
агрессивные протесты на просьбы выйти из-за компьютера;
-
злость и раздражение, когда приходится всё же отвлечься от игрового процесса;
-
требование денег на игровые обновления, улучшения, на более мощный компьютер/приставку;
-
неспособность определить и контролировать время на увлечение;
-
нарушение режима сна и отдыха : ребёнок не спит всю ночь, играя;
-
нарушение пищевых привычек: не ест с семьёй за столом, поглощает бутерброды, чипсы, другую вредную «быструю» еду во время игры;
-
пренебрегает гигиеной;
-
настроение улучшается только во время игры, если приходится проводить время с семьёй, демонстрирует раздражение и недовольство;
-
все его «друзья» увлечены тем же, что и он, со сверстниками не играющими в компьютер, он не может или не хочет общаться;
-
пренебрежение домашними обязанностями, учёбой, спортивными тренировками.
Факторы риска, от которых развивается игровая зависимость:
1. Неспособность контролировать свое поведение или импульсивность
Люди, страдающие игровой зависимостью не могут контролировать свое поведение, даже зная о негативных последствиях. Импульсивные люди не могут откладывать выполнение принятого ими решения.
2. Стресс
Большое количество рецидивов обусловлено реакцией человека на перенесенный стресс. Причины стресса могут быть различными: трудности на работе или учебе, конфликты с близкими и друзьями, финансовые проблемы.
3. Девиантное поведение
Привязанность к азартным играм является асоциальным или девиантным поведением тогда, когда человек осознает негативные последствия, но не прекращает играть.
Признаки девиантного поведения:
- Ложь окружающим ради личной выгоды или простого развлечения;
- Страх взять на себя ответственность, а также неспособность выполнять свои обещания и обязанности (выполнение рабочих обязанностей, возврат долга и т.д.);
- Неспособность контролировать свое поведение;
- Постоянное нарушение закона (начиная от мелкого хулиганства и заканчивая тяжелыми преступлениями);
- Пренебрежение собственной безопасностью и безопасностью своих близких;
- Отсутствие чувства вины и стыда за причинение вреда окружающим.
4. Депрессия
Специалисты до сих пор не могут прийти к однозначному решению: депрессия вызывает привязанность к азартным играм или игромания вызывает продолжительную депрессию.
5. Гендерное различие
До недавнего времени было утверждение, что только люди мужского пола подвержены игровой зависимости. Однако, согласно исследованиям, женщины так же как и мужчины могут страдать игровой зависимостью. Различие лишь в возрасте. Мужчины начинают играть в азартные игры в 15-16 лет, а женщины в более зрелом возрасте – с 30 лет.
6. Социальное положение
Согласно социологическим исследованиям именно люди с низким уровнем жизни и дохода видят в азартных играх источник быстрого дохода. Именно из-за этого у человека возникает маниакальное желание принимать участие в лотереях и различных розыгрышах. Однако чем больше он тратит времени и сил на лотереи и игровые автоматы, тем сильнее он начинает зависеть от этих увлечений.
7. Семья
Как правило, если один из членов семьи (родители, дедушки или бабушки, братья и сестры) страдает игроманией, то и у другого члена этой семьи велика вероятность возникновения зависимости. Причем зависимость может быть не только от азартных игр, но и любая другая (наркотическая, например). Причина этому больше не в наследственности, хоть она и играет очень важную роль, а в принципах воспитания, которые приняты в этой семье. Родители неосознанно обучают детей определенным моделям поведения, приводящие к развитию игромании.
Человек с таким мышлением ищет определенные закономерности в совершенно случайных событиях. Такое мышление называют еще «заблуждением игрока». К примеру, игрок терпит неудачу несколько раз подряд. Он делает вывод, что чем чаще он будет проигрывать, тем больший куш он сорвет. Либо, человек утверждает, что в одном из игровых автоматов он видел, как выпадало три семерки десять раз подряд. Это опасное заблуждение. Реальность же состоит в том, что закономерностей нет.
Лечение игромании
Теперь, когда мы выяснили, что игромания — болезнь, как лечить эту напасть?
Чтобы бороться со следствиями, нужно четко определить и устранить причины. Основной причиной игровой зависимости является невозможность использовать свои свойства по назначению и добиваться желаемого. Значит, выяснение своих истинных устремлений и понимание задействованных в психике бессознательных механизмов — первый шаг на пути к успеху.
Понимание, что влечет к игре, чего не хватает в жизни, позволяет лучше контролировать ситуацию. И переходить ко второму шагу — наполнению своих нехваток в соответствии со своими врожденными качествами на максимально возможном уровне. Самореализация способна приносить гораздо больше удовольствия, чем игра.
После глубокой проработки психологических состояний мы учимся направлять природные устремления в нужное русло. Азарт, изобретательность и желание добывать добавляют конкурентоспособности и помогают реализоваться в полезной деятельности. Жажда познания становится «гипертопливом» для поиска ответов о предназначении человека в этом мире. Каждое наше проявление находит выход в той форме, которая способна сделать нашу жизнь по-настоящему захватывающей и полной.
Советы, как вести себя близким
К сожалению, пока человек сам не захочет победить зависимость от игр, на него вряд ли удастся повлиять. Если ситуация уже плачевная, уговоры и угрозы не помогут, а то и настроят игромана против вас.
Вам придется быть понимающими и терпеливыми. Для того чтобы вы смогли помочь близким справиться с зависимостью, будь то игромания у взрослых или у подростков, важна крепкая эмоциональная связь.
Когда человек чувствует поддержку, взаимное доверие и близость, ему легче делиться проблемами и переживаниями, а также легче воспринимать советы и информацию. Например, ссылки на тематические статьи или бесплатные лекции онлайн-тренинга.
Если мы знаем, что из себя представляет внутренний мир близкого человека, что движет им, что значимо для него, чего не хватает, как проявляются его свойства в разных ситуациях, мы понимаем, как с ним контактировать, как достучаться, чем ему можно помочь.
Истории людей, преодолевших игровую зависимость
Вот что пишет об этом Александр:
А здесь видео-отзыв Даниила о том, как он избавился от тяги к виртуальным играм:
История преодоления компьютерной зависимости от Лаймиса:
А также сотни отзывов людей, сумевших понять благодаря тренингу, как больше зарабатывать и преуспевать в карьере.
Выяснить причины игромании и навсегда избавиться от нее, поняв, чем наполнить нехватки, возможно с помощью осознания особенностей своей психики и процессов, протекающих в ней. В противном случае — все останется как есть. Выбор за вами.
Ставки сделаны, господа. Ставок больше нет.
Переориентируй свою жизнь
Главной причиной игровой компьютерной зависимости является то, что ты не находишь для себя вещей повеселее.
Ты приходишь домой после трудового дня и единственное, что вселяет в тебя хотя бы каплю веселья — твоя долбаная игра, в которую ты играешь каждый вечер.
И с этим надо что-то делать, друг.
Нет, ты можешь оставаться тем жирным или тощим неудачником и проебывать свою жизнь на игры — флаг тебе в руки.
Я помню, как играл в игры в 14 лет: это было для меня всем.
Вся моя жизнь вертелась вокруг игр, как Земля вертится вокруг Солнца.
И сейчас я понимаю, что тогда до меня не доходила одна простая мысль: игры — это скучное и бессмысленное дерьмо.
Можешь прочитать тысячи геймерских статей типа «15 причин почему компьютерные игры для тебя полезны», но мы оба знаем: игры — скучное и бессмысленное дерьмо.
Что ты представляешь, когда тебе говорят про геймера?
Я представляю потного и тупого задрота, у которого никогда не было секса.
Дело в том, что я и сам когда-то таким был, так что знаю психологию и внешний вид таких людей.
Ты должен переориентировать свою жизнь и направить свою энергию в правильное русло.
Что это за русло? Да что угодно, если это движет тебя вперед.
Ты можешь начать свой бизнес, писать стихи, делать музыку, программировать, рисовать, качаться, учить английский язык.
Я не знаю, что хочешь делать ты — твоя работа это выяснить.
Но я точно знаю, что есть ориентиры в сотни раз лучшие, чем компьютерные игры.
Найди себе занятие, которое будет давать плоды и развивать тебя, но не опускать ниже, как это делают игры.
Определение путем установления отношения «зависимость»
В марте 2012 года Национальная медицинская академия сочла предпочтительным говорить о «чрезмерной практике», а не о «пристрастии» к видеоиграм, и выдвинула две причины:
- на сегодняшний день нет научного консенсуса о существовании реальной пристрастия к видеоиграм среди молодежи, в то время как среди взрослых есть зависимость от азартных игр;
- Что касается практики молодых людей, термин «чрезмерная практика» кажется более подходящим, поскольку он менее стигматизирующий.
Кроме того, в то время обсуждается использование концепции зависимости для поведения, не связанного с наркотиками, такого как видеоигры, работа или интенсивный спорт, с конкретным аргументом, что можно утверждать, что всякая страсть тогда представляет собой патологическую персонаж.
Так, психоаналитик Ян Леру в 2009 году считает, что «нет зависимости от видеоигр. « Точно так же Кейт Бейкер, специалист по наркозависимости, первоначально (2006 г.) создал центр детоксикации; затем, после двух лет работы с сотнями молодых наркоманов видеоигр, утверждает, что патологические отношения относятся в первую очередь к социальным проблемам, объясняя, что ни одно из классических методов лечения, возникающих в результате работы над зависимостью, работает .
И наоборот, некоторые авторы считают, что проблема со здоровьем реальна, поэтому Лемменс в 2009 году определяет зависимость от видеоигр, приближаясь к обычным определениям зависимости : «чрезмерное и компульсивное использование компьютера или видеоигр, которое вызывает социальные и / или эмоциональные проблемы; несмотря на эти проблемы, игрок не может контролировать это чрезмерное использование ».
В последнее время некоторые авторы, возвращаясь к древним работам о зависимости, стали считать центральным феномен встречи между индивидуумом и потенциальной опорой для зависимости. Например, Адес отмечает в 2020 году, что «[]« аддиктивный процесс »является результатом встречи между аддиктивностью субъекта и аддиктогенным потенциалом продукта или поведения. » .
Чрезмерная видео игра распространена среди людей, которые издеваются в школе , и в частности с аутизмом Аспергера, потому что это позволяет им «бежать в мир , где они могут избежать лицом к лицу взаимодействия .
Игры, которые наиболее выделяются своим «захватывающим потенциалом», — это многопользовательские ролевые онлайн-игры ( MMORPG ), в которых игрок развивается в постоянном мире , таком как World of Warcraft , Dark Age of Camelot , EverQuest , Runes of Magic . У них есть особенности, которые мы играем в сети, как и с другими игроками, и что вселенная продолжает развиваться, даже когда мы не играем. Они часто объединяют цель продвижения и развития его персонажа.
Как помочь человеку принять решение обратиться к психотерапевту
Не делайте акцент на самом пристрастии. Поделитесь с близким своими чувствами, скажите ему, что Вы волнуетесь за него, ведь он в последнее время стал вялым и депрессивным либо, наоборот, раздражительным и нервозным.
Будьте осторожны в выражениях. Ни в коем случае не говорите, что на сеансе человеку «вправят мозги», поскольку это может только напугать Вашего близкого. Грамотный психотерапевт не станет учить своего пациента жизни, но поможет ему взглянуть на его проблемы со стороны и в итоге избавиться от лудомании.
Создайте ощущение безопасности. Расскажите близкому о том, что консультации проводятся анонимно. При необходимости отметьте, что человек сможет сам выбрать специалиста и поделиться с ним любыми проблемами, в том числе и теми, о которых сложно говорить с родственниками и друзьями.
Увлечение компьютерными играми
Наиболее сильно человек подвержен зависимости от компьютерных игр, поскольку события в компьютерных играх не повторяются и происходят достаточно динамически, а сам процесс игры непрерывен.
До окончания любой игры существуют некие логические стадии, которые, по большей части, достаточно жестко завязаны друг на друге, что заставляет субъекта не отвлекаться, а воспринимать прохождение всей игры от начала до конца, как некий единый процесс.
Полное погружение в игру создает эффект участия игрока в некой виртуальной реальности, в неком существующем только для него сложном и подвижном процессе.
Именно это свойство компьютерных игр не позволяет аддикту (в данном случае — игроголику), прервать процесс для выполнения каких-либо социальных обязательств в реальной жизни.
Само собой, разработчики подобных программных продуктов заинтересованы в том, чтобы игра увлекала настолько, насколько это возможно. Задача производителей игрового программного обеспечения — создать максимальный эффект «погружения», чтобы при выпуске очередной серии, человек, зависимый от компьютерных игр, не раздумывая, купил именно их продукт.
Сегодня существует множество способов создания эффекта участия игрока в процессе, начиная от логики игры (от первого лица, командная игра и проч.) и графического исполнения (трехмерная графика, изометрический вид) до музыкального сопровождения (оцифрованный голос, психологически интригующая или напряженная музыка) и натуральных звуковых эффектов.
Увлечение компьютерными играми — это не пристрастие к какой-либо одной компьютерной игре, поскольку это скорее психологическая «цепная реакция». Пройдя одну игру в каком-либо жанре, который понравился больше всех, игроголик ищет другие игры этого же жанра, сделанные в идентичной стилистике и не уступающие по психологическому напряжению, а дальше — стремление пройти все (по крайней мере, известные) игры этого типа, коих в данный момент на рынке огромное множество. Многие игры имеют совмещенные игровые жанры, что подталкивает аддикта к переходу к другим типам игр.
Необходимо отметить, что прохождение новой компьютерной игры занимает от 5-6 часов до нескольких суток, иногда даже недель. Для того чтобы игроголик как можно дольше играл в ту или иную игру, разработчики вводят в них дополнительные небольшие подуровни, так называемые «секретки», поиск которых требует массу времени.
Человек одержимый компьютерной игрой окончательно не прощается с ней до тех пор, пока не найдет все секретные уровни, комнаты, не соберет все бонусы.
Путем создания секретных подуровней, производители как бы подталкивают игрока к некому соревновательному ощущению «кто кого?», что является одной из множеств причин возникновения зависимости от компьютерных игр.
Игры, события в которых зависят непосредственно от игрока, т.е. развивающиеся самостоятельно вместе с игроком, ориентируясь на его слабые и сильные места, либо имеющие множество случайных параметров, которые задает игрок, заставляют аддикта проходить их снова и снова. Каждый раз в каждой новой ситуации игрок проверяет, что случится, если развитие событий он поведен по-другому.
Подобные игры «поглощают» еще сильнее, чем те, которые построены на сценариях, поскольку они предоставляют еще большую свободу действий играющему, дают ему возможность почувствовать себя самому разработчикам того или иного уровня или сценария компьютерной игры.
Еще один из способов «посадить на компьютерную иглу» субъекта, — это предоставление в комплекте с игрой пакета программ для разработки собственных сценарных уровней игры, а иногда даже для создания собственных персонажей и замены голосовых и звуковых эффектов, т.е. предоставление широких мультимедийных возможностей. Подобные программы временно придают популярной игре некий культовый характер.
В виртуальных конференция и на сайтах фанатов появляются уровни для той или иной компьютерной игры, сделанные непосредственно игроками и предоставлены для всеобщего прохождения и оценки.
Если игра поддерживает многопользовательские системы (одновременная игра двух и более игроков), — это еще более усиливает психологическую зависимость субъектов от игры. Несколько играющих могут посоревноваться друг с другом в том, кто нашел тактику игры эффективней, а игра против компьютера куда менее интересная, чем такая же игра, но против живого человека. Мало того, игра против человека в разработанном самим же игроком уровне, — это действительно возбуждает его сознание, в момент игры ему кажется, что он попал в свой собственный виртуальный мир, где необходимо доказать свою мощь, силу и игровое мастерство.
Изучение болезни
Еще несколько лет назад врачи не рассматривали компьютерную зависимость в качестве самостоятельного заболевания. Считалось, что пристрастие к такой деятельности ничем не отличается от излишнего увлечения книгами или фильмами. Позже отношение специалистов к этому вопросу изменилось, поскольку регистрировалось все большее количество происшествий. Многие люди теряли связь с реальностью в ходе прохождения игр, из-за чего возникали серьезные осложнения, включая летальный исход от истощения. В первую очередь речь идет о пристрастии к сетевым играм. Виртуальная реальность становится единственным источником получения удовольствия, в результате чего человек не может оторваться от монитора.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включила игровое расстройство в 11-й пересмотр классификации болезней. Это серьезный шаг, который в перспективе должен поспособствовать разработке новых стандартов диагностики и лечения компьютерной игромании. При этом многие серьезные организации до сих пор не признают самостоятельность этого недуга. Например, американская психиатрическая ассоциация считает зависимость от видеоигр патологической только в случае, если пациент пристрастился к азартным играм в онлайн-режиме. В такой ситуации компьютерная зависимость ничем не отличается от уже известной врачам лудомании (F63.0 по МКБ-10).
Споры в кругу ученых продолжаются, в то время как распространенность компьютерной игромании увеличивается. Этому заболеванию подвержены пациенты всех возрастов, однако чаще всего оно формируется у подростков и детей из-за низкого уровня самоконтроля. Влияние расстройства на психику в таком возрасте может быть катастрофическим. Осложнения включают неконтролируемую агрессию, снижение интеллекта, нарушение концентрации внимания и социальную изоляцию. При этом на поздних стадиях недуга больной уже способен признать патологическую природу своей одержимости без посторонней помощи.
Как избавиться от игровой зависимости
Самостоятельно преодолеть пагубное влечение к играм можно на ранних стадиях. Человек должен осознавать, что проблема появилась. Эффективность лечения игромании на раннем этапе развития заболевания будет зависеть от желания самого игрока. Но даже на начальном этапе болезни лучше обратиться к специалисту, который поможет составить план лечения и реабилитации.
Советы психолога
Специалисты советуют планомерно подойти к избавлению от игровой зависимости. Лечение нужно проводить в несколько этапов:
- Ограничить время игры – установить лимит в 2-3 часа в день с последующим сокращением, обозначить время (лучше дневное) для игр.
- Убрать всю наглядную атрибутику из комнаты, избавиться от предметов одежды, аксессуаров связанных с игрой.
- Заменить освободившееся время на активные занятия – прогулки, спортивные игры, охота или рыбалка.
- Заручиться поддержкой близких.
- Придумать систему наказаний и поощрений – за срыв временного лимита отжимание или заучивание иностранных слов, за выполнение установленных правил – плитка шоколада, просмотр фильма и т.д.
Чего делать нельзя
Психологи категорически не рекомендуют:
- Резко прекращать играть – это провоцирует рецидивы болезни, срывы.
- Ругать себя из-за срывов – понижение самооценки влечёт ещё большее желание спрятаться от реальности.
- Отказываться от помощи психологов и психотерапевтов.